Разбойничье село и православие


Наш второй день в Татарстане начался с объезда деревень. Первой была русская деревня Каймары в 25 километрах от Казани.

01

Вот такой типичный для средней полосы пейзаж. Кстати говоря, это, наверно, единственный более-менее крупный населенный пункт встретившийся нам в Татарстане, где нет мечети.

02

Мы с Александром Александровичем оставили основную группу туристов и поехали проявлять кретинизматизм в поля. Проявили, мне понравилось

03

Виды там прикольные, жаль, что солнце уже было высоко и свет получился жестким.

04

Каймары знамениты своей Кирилло-Белозерской церковью, построенной в 1723 году на деньги казанского помещика Мефодия Никитича Кудрявцева в честь 50-ти летия последнего (девятого) Царя всея Руси и первого императора всероссийского Петра Алексеевича и приезда его в Каймары. 30 мая 1722 года, как раз в день своего юбилея, Петр Первый заехал к своему другу по Азовской кампании 1695-96 годов адмиралу Никите Алферовичу Кудрявцеву. Петру понравилась природа, охота, местное пушное производство и, конечно же, праздничное застолье. Вот в честь этого визита и была воздвигнута Мефодием Никитичем, сыном Никиты Алферовича, эта церковь.

05

Виды. Сейчас в этих местах прокладывают новую дорогу от Казани, вроде как до дачи Минниханова. Строительство впечатляет, но сегодня не о нем.

06

Местные жители на свои средства пытаются восстановить храм. Праздничные службы проводит священник из соседнего прихода. Присланный сюда на постоянное место священник не прижился, оказывается, он приехал не восстанавливать храм, а на заработки. Местные жители дружный коллектив, у них не забалуешь, свщеннику пришлось уехать, церковь решили восстанавливать своими силами.

07

Сами поменяли купол, обрезали и спилили окружающие деревья, привели в порядок внутренности храма.

08

Надгробный камень дочери одного из священников этого храма. Местные жители принесли его к храму, видимо, могила уже утеряна. Посмотрите, на сколько скурпулезно зафиксировано время рождения и время смерти.

09

В храме поддерживается порядок, люди принесли иконы и мебель. Это временный алтарь, будем надеяться, что храм удастся восстановить и он вернется на свое место.

10

Храм рассчитан на большое количество прихожан, в 1894 году в Каймарах проживало 1227 человек.

11

Самой чтимой в церкви прихожанами округи была икона Краковской Божией Матери. Ее почитали за чудотворную силу, помогающую от многих болезней.

12

Как видите, работы потихоньку ведутся, снята и сложена оставшаяся плитка, отмыты стены.

13

Чудом сохранилась часть росписи купола.

14

При советской власти в храме была кузница, в результате погибли уникальные фрески, созданные художниками из Москвы и Санкт-Петербурга.

15

Панорама, по клику большой размер.
В правой части фотографии видно какое-то технологическое отверстие, явно не церковного происхождения. Вполне вероятно, через него осуществлялся вывод трубы кузнечной печи.

16

Роспись действительно красивая, жаль, что в таком состоянии.

17

18

Храм живой, это чувствуется. Люди вкладывают в него частичку себя и он оживает. Это не музейно-бездушный новострой по заказу епархии, а действительно нужный людям храм.

19

Люди несут в него кто что может.

20

Есть даже такая икона, я даже не могу предположить сколько ей лет.

21

В планах Алексея купить металлоискатель и найти закопанные здесь колокола с часовни. По местному преданию они спрятаны где-то в окрестностях. Кстати, приезжают и сторонние охотники за старыми вещами, но местные их гоняют. Я же говорю, не забалуешь. Надо, наверное, рассказать, почему у этой записи такое название. Дело в том, что когда-то давным давно через это место проходил большой тракт, а здесь было поселение людей с большой дороги – разбойников. В начале XVIII века Петр за службу подарил эти места Кудрявцеву, а позже Каймары  стали поместьем русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского, близкого друга А.С. Пушкина. В конце XIX века в Каймарах проживало более пятисот человек. Почти все жители работали на местном валяльно-войлочном заводе, который снабжал промышленным полуфабрикатом казанскую суконную фабрику.

22

Сейчас в деревне около 50 постоянных жителей.

23

24

Все, что осталось от усадьбы Баратынских.  Дом  был построен по плану знаменитого архитектора Растрелли. Он был каменный , двухэтажный , насчитывалось в нем 40 комнат, стены были расписаны лучшими художниками. Вокруг дома был большой фруктовый сад с искусственными прудами.

Если у вас есть возможность и желание помочь в восстановлении церкви, напишите мне, а я найду способ свести вас с жителями села.

~~~

Ссылки

Автор: Андрей Сенюшкин


Один комментарий на «“Разбойничье село и православие”»

  1. C нятно откудо взято про разбойников, дали бы хоть ссылку на источник. Розыск в газетах или приказ по казанской губернии а так это все 7 вода на киселе. а колокола ни кто не закапывал и не прятал, по церкви видно что ломали проём чтобы вынуть колокол. в советское время из переплавили. у большинства церквей так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *