В небольшом селе Каймары сейчас всего несколько десятков жителей. От здешних колхозов ничего не осталось, да не в каждом дворе теперь найдешь хоть какую скотину. Единственное предприятие — автосервис для жигулей, устроенный местным жителем на своем участке. Но трехсотлетняя история поселения знала и куда лучшие времена. Шутка ли — здесь была усадьба Баратынских, сюда же, в Каймары, дважды наведывались императоры — Петр Великий и Павел. В честь юбилея первого здесь даже построили церковь. Она стоит по сей день — вештающее напоминание об ушедших временах.Пока мы бродим по деревне в поисках наилучшего подхода к церки Кирила Белозерского, нам навстречу выходит местный житель, Алексей
— У вас что-то случилось?
— Да нет, у нас экспедиция, мы по Татарстану путешествуем.
— Пойдемте покажу чего, вон там за церковью усадьба Баратынских осталась.
Руины и в самом деле оказались руинами. Немного пообщавшись с Алексей за жизнь, мы отправились осматривать заброшенный храм, сохранившийся куда лучше. Кстати, именно Алексей — хозяин небольшого автосервиса, и он же помогал восстанавливать храм. В том числе, поднимал новый крест на купол.
Каменный храм в честь Кирилла Белозерского был построен к пятидесятилетию Петра на средства его сподвижника, Нефеда Кудрявцева. 30 мая, в день своего рождения, первый российский император приехал в Каймары, в имение Нефеда Никитича.
етр I остался доволен пребыванием в Каймарах. Особенно понравились ему местная природа и обилие зверья в окружающих лесах. Высокий гость принял участие в небольшой охоте на животных, попутно побывал на пасеках, познакомился с домашним хозяйством Кудрявцевых. Было, говорят, в этот день и праздничное застолье по случаю дня рождения Его Императорского Величества…
Прошли столетья, несколько раз сменилась власть, а храм стоит и сейчас. Разрушенный, потрепанный ветром, временем и людьми. Местные жители, и русские, и татары, не забывают о церкви: недавно они сами установили новый крест на куполе и склотили деревянный алтарь в правом приделе. Службы в Каймарах проходят редко, но люди все равно приходят сюда, зажигают свечи, приносят иконы — бумажные календари и старинные, со стершимися ликами.
Приходят, зажигают свечи. Молятся или просто стоят на едине сами с собой. Приходят, чтобы помнить.
Кадр ниже — дорога в деревню.
В Каймарах нам понравилось, но пора ехать дальше — в татарскую деревню Чирша. А еще в Высокогорском районе довольно неплохие все-таки дороги, и здесь, как на Кавказе, любят пострелять по дорожным знакам. Почти все — в следах от пуль. В следующий раз я расскажу вам о мусульманских обрядах, о том, почему в каждой деревне Татарстана строится мечеть, и мы посмотрим видеоурок, как правильно совершать намаз.
Напоследок, хочу показать вам вариант нового формата постов. Посмотрите видеоролик, там слайдшоу с закадровым текстом. Скажите, вам понравилось? Наглядно? Удобно? Чего добавить? Или вообще, не делать такого больше никогда?
Автор: Александр Беленький