Пока в Татарстане активно «восстанавливают» Свияжск и Булгары…

Пока в Татарстане активно «восстанавливают» Свияжск и Булгары уходят в небытие памятники и объекты не такие громкие и известные, но связанные с Казанью славной историей. Обнаружив, что у меня есть целых пять часов до поезда я решила всё-таки добраться до Каймар про которых читала ранее, да еще и в музее мне сказали, что если хотите про Боратынских  — то обязательно.   Наверняка, до Каймар можно доехать и автобусом, но время и возможности выяснить как это сделать у меня не было, так что добиралась до Высокой Горы, а там добрый давно проверенный автостоп. Не знаю, что обо мне подумал водитель, когда я ему рассказала, что еду на ночь глядя не понятно куда посмотреть разрушенную церковь.

А дойти до нее надо было вот по такому мостику.

Кирилло-Белозерская церковь была выстроена на средства сына Кудрявцева Мефодия уже на следующий год после пребывания Петра I.

Трехпрестольный каменный храм построен в 1723 году. Главный престол освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и во имя Священномученика Мефодия Патарского.

Колокольня

 

Очень крупный храм, яркий образец русского барокко, по композиции напоминает строившийся в эти же годы казанский Петропавловский собор. Колокольня утрачена. Храм построен на средства Нефеда Никитича Кудрявцева. Главный престол и правый придел освящены в честь святых покровителей родных братьев Нефеда, умерших молодыми, а левый в честь его собственного святого. В храме находилась очень почитаемая местными жителями икона Краковской Божьей Матери, найденная в лесу около 1830 года.

Еще Кудрявцев устроил под колокольней храма небольшую богадельню, где жили, в основном престарелые дворяне. Все его наследники, в том числе и купцы Ивановы и Емельяновы, продолжали ее содержать.
Самой чтимой в церкви прихожанами округи была икона Краковской Божией Матери. Ее почитали за чудотворную силу, помогающую от многих болезней.

При советской власти в церкви с. Каймары долгие годы была колхозная кузница, в результате погибли фрески, созданные выдающимися художниками Москвы и Петербурга, да и сама церковь и колокольня, оригинальный памятник русского зодчества, заложенная в честь 50-летия Петра I, посетившего Каймары в 1722 году.

Фрагмент пола.

А службы в храме всё-таки проходят.

Дом Баратынских в Каймарах был построен по плану знаменитого архитектора Растрелли. Он был каменный , двухэтажный , насчитывалось в нем 40 комнат, стены были расписаны лучшими художниками. Вокруг дома был большой фруктовый сад, с искусственными прудами, частично сохранившимися до наших дней. Позже усадьба в Каймарах досталась дочери поэта Зинаиде Евгеньевне, по мужу Геркен. Николай Иванович Геркен служил артиллерийским офицером, но еще молодым вышел в отставку поручиком. Сын Н.И. Геркена- Александр Николаевич Геркен (1863- 1933) известный ученый- медик, хирург, в 1897- 1925 годы профессор Казанского университета.

В 1861 году после отмены крепостного права З.Е. Геркен и ее брат Н.Е. Баратынский, унаследовавшее поместье, уступили крестьянам примерно две трети земли. В 1873 году З.Е. Геркен продала почти всю свою землю, кроме усадьбы потомственной гражданке (купчихе) Ольге Михайловне Емельяновой, которая построила свою усадьбу и хутор с двадцатью работниками. Фактически хозяином был ее муж Вячеслав Николаевич Емильянов, Давольно известный земский деятель. Н.Е. Баратынский в том же 1873 году продал свою долю купцу Андреяну Сергеевичу Иванову, до этого уже владевшего ветряной мельницей. Таким образом , Каймары перешли к «новым людям», совсем, как дворянское гнездо в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Остатки усадьбы

 

 Авторство текста припысываем сайту  brehlama.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *